15 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны выпустил секретное постановление № 801сс «Об эвакуации столицы СССР г. Москвы в город Куйбышев»[2]. Во втором пункте этого документа говорилось непосредственно о Сталине — его эвакуация намечалась в случае крайней необходимости, «смотря по обстановке»[3].
21 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны выпустил секретное постановление № 826сс «О строительстве убежища в г. Куйбышеве».
22 ноября 1941 года Государственный Комитет Обороны выпускает секретное постановление № 945сс «О строительстве специальных убежищ в городах: Саратове, Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве и Сталинграде». В постановлении говорилось: «ГКО постановляет построить в перечисленных городах командные пункты-бомбоубежища. Строительство помимо Куйбышева производить по типу, принятому для города Горького, с полезной площадью 300 м²…».
Для строительства бункера была скопирована конструкция станции метро «Аэропорт» в Москве.
Гермодвери
Бункер в Куйбышеве строился с февраля по октябрь 1942 года московскими и харьковскими метростроевцами, а также донбасскими шахтёрами, которые были скрытно переброшены сюда.
Коридор на 1 этаже бункера Сталина
В строительстве принимало участие 2900 рабочих и около 800 инженерно-технических работников. Из всех строителей бункера поименно ныне известны лишь главный инженер проекта Ю.С. Островский, главный архитектор М.А. Зеленин и начальник геомаркшейдерских работ И. И. Дробинин. Со всех инженеров была взята пожизненная подписка о неразглашении государственной тайны, не имеющая срока давности. Поэтому даже живущие рядом жители города не догадывались, что происходит за высоким забором стройки. Грунт вывозился машинами ночью. Рядовыми строителями объекта являлись заключённые Безымянлага Управления особого строительства ГУЛАГ НКВД. Строители практически не покидали объект, питались в построенной здесь же столовой, а спали прямо в подземных помещениях. Инженеры и конвоиры ночевали в общежитии во дворе обкома. Работы велись круглосуточно, в две смены. Менее чем за год было вынуто 25 тысяч кубометров грунта, уложено 5 тысяч кубометров бетона. После строительства по официальной версии властей «рабочий отряд был расформирован по разным городам», фактически же это означало этапирование зеков, строивших бункер, по другим лагерям, расположенным в восточной части страны. Среди местного населения бытуют версии, что принимать построенный здесь спецобъект приезжал сам Берия (что вполне соответствует действительности, учитывая занимаемую им должность Наркома внутренних дел и подведомственность стройки) и что ради сохранения государственной тайны, все строители-зеки были расстреляны. Как и приезд Берии, это также не подкреплено никакими документами. Но, как заключает краевед Андрей Павлов, таких документов и не могло сохраниться. Так или иначе, после завершения наиболее трудозатратных горно-подготовительных работ и основного объёма работ по выемке грунта, не требующих квалифицированной рабочей силы, в Куйбышев прибыл специальный отряд «Метростроя» под руководством М. Л. Семика, командированный в Самару с особым заданием — строить сверхсекретный объект. В отряд «Метростроя», укомплектованный вольнонаёмными рабочими, входили бригады высококлассных строителей, такелажников, слесарей-монтажников, сантехников, лифтеров и отделочников. И только связисты, ответственные за прокладку кабельной сети линий связи, были из другого ведомства.
6 января 1943 года госкомиссия официально приняла в эксплуатацию бункер Сталина.